Феодосия: поднять «Алые паруса»

feoОткуда пошло название «Феодосия»?

Однозначно ответить на этот вопрос, наверное, не смогли бы даже греки, приплывшие сюда около 26 веков назад. После долгого путешествия эта земля показалась им благословенным подарком небес. Именно поэтому они назвали это место Феодосией: в переводе это место означает «данная богом». Город рос, процветал и постепенно стал крупным торговым портом, в гавани которого умещалось до 100 кораблей. Отсюда во все уголки Средиземноморья везли зерно, соль, рыбу. И кожу. Свидетельств тех времен сохранилось, увы, мало. Разве что в краеведческом музее выставлены интересные археологические находки, а в Музее денег (есть и такой в городе) можно увидеть древние монеты, которые чеканили в Феодосии.

Feodosija_08Несколько имен одного города

О другом этапе истории Феодосии известно больше. В XIII веке сюда приплыли генуэзцы. С присущим жителям апеннинского «сапожка» энтузиазмом они взялись за постройку порта. Но сначала решили дать городу новое имя — Каффа (в переводе — «владычица морей»). Дела у них шли успешно, и к концу XIV века город стал крупнейшим не только в Крыму, но и во всей Восточной Европе.

Наглядное доказательство богатства Феодосии тех времен — Генуэзская крепость. Сегодня она находится в тени своей более известной судакской «тезки», и это, честно говоря, не очень справедливо. Когда-то Генуэзская крепость в несколько раз превосходила «соперницу» размерами: две линии укреплений, более 30 башен, протяженность около 5 км! В период турецкого господства здесь располагался огромный невольничий рынок. По одной из этих легенд именно в Кефе (название города уже на турецкий манер) была куплена красавица Роксолана, впоследствии ставшая любимой женой султана Сулеймана Великолепного. В наши дни от грандиозной крепости остались лишь отдельные участки стены, мост, несколько башен, турецкие бани, средневековые церкви и, конечно, восхитительная морская панорама.

Турецким Кефе был до 1771 года, пока русские войска не взяли город и не вернули ему первоначальное греческое название — Феодосия.

feo1Добрый гений

В 1845 году Ивану Айвазовскому исполнилось всего 28 лет: он богат, знаменит, обласкан званиями, вниманием царя и аристократии. От заказов нет отбоя. И вдруг, неожиданно для всех, художник решает бросить роскошную жизнь в Санкт-Петербурге и уезжает в провинциальную Феодосию. Он просто больше не может жить без Крыма, Черного моря и своего родного города. «Мой адрес: всегда в Феодосии», — писал Айвазовский.

Для своей малой родины он стал настоящим добрым гением. Начало строительства порта и прокладка железной дороги в город — его заслуга. Водопровод, проложенный в Феодосию из Субашского источника, находившегося на территории имения художника, — его инициатива. В честь окончания строительства этой водной артерии в центре города был открыт красивый фонтан в восточном стиле, похожий на Бахчисарайский. Раньше к нему была приделана серебряная кружка с надписью «Выпейте за здоровье Ивана Константиновича и его семьи».

Но главный дар Айвазовского любимому городу — картинная галерея. Собственно он же ее и основал еще в 1880 году: пристроив к особняку небольшой зал для своих полотен. В итоге она стала первым в России музеем одного художника. Сегодня в ней находится самая большая в мире коллекция Айвазовского — всего 417 работ!

Среди них — огромное живописное полотно «Среди волн» и, пожалуй, самая мистическая его картина «На смерть Александра III», которую не показывали публике более 100 лет. В комнате-сейфе выставлены личные вещи Айвазовского и его семьи. В других зала представлены более 11 тысяч произведений искусства морской тематики разных авторов.

Национальная картинная галерея расположена в двух зданиях: в бывшем доме художника, который еще при его жизни окрестили «Вилла маэстро» (ул. Галерейная, 2), и в доме сестры Айвазовского (ул. Галерейная, 4). Время работы: с 10.00 до 16.30 (с 1 июля с 9.00 до 20.00), вторник до 13.30.

feo2

И корабль плывет…

Та же Галерейная улица… На стене дома №10 внимание прохожих приковывает изящный нос бригантины. Барельеф, как «живой». Правда, кажется, что в нем не хватает алых парусов. Это и есть музей Александра Грина. Открыт он был в доме, где писатель прожил пять лет и создал свои лучшие произведения, в их числе роман «Бегущая по волнам». Морская тематика не ограничивается только внешним видом, внутри — символический корабль с комнатами-каютами: «Клиперная», «Каюта странствий», «Ростральная», «Трюм фрегата», «Каюта капитана». На полках рядом с книгами и фотографиями соседствуют модели парусников, карты, навигационные приборы, большие океанические ракушки… Исключение — рабочий кабинет Грина, который попытались воссоздать с максимальной точностью. В итоге получился скорее литературный музей, рассказывающий не столько о жизни и быте писателя, сколько о его творчестве: книгах, героях и , конечно, о море.

feo3Море чудесное, синее и нежное…

В этот город несколько раз приезжал Чехов, он восхищался феодосийскими пейзажами и писал друзьям, что море здесь «…чудесное, синее и нежное, как волосы невинной девушки. На берегу его можно прожить 1000 лет и не соскучиться…». Как это верно сказано!

По статистике, температура воды у берегов Феодосии выше, чем у Ялты и Алушты. Окружающие залив горы надежно защищают город от холодных ветров, поэтому сильных волнений и штормов здесь практически не бывает. И еще одна особенность — в Феодосийском заливе происходит естественная циркуляция воды, благодаря чему море почти всегда чистое и без резких температурных перепадов. Не даром дельфины в заливе — частые гости. Здесь нет огромного количества туристов и суеты, присущей Ялте. Может быть, из-за этого места хватает всем. В черте города расположено более десятка пляжей — широких, с пологим входом в море.

feo4Мы пришли сегодня в порт…

Помните прекрасный советский мультик «В порту»? Порт, как город в городе, — со своими порядками и ритуалами. Краны, как небоскребы, корабли, пристающие к берегу, маленькие катерочки, курсирующие туда-сюда…Как интересно наблюдать за всем этим, прогуливаясь по набережной! Жизнь здесь бурлит и днем, и особенно вечером. Уличные артисты дают представления, музыканты наигрывают знакомые мелодии, а художники предлагают свои картины. По большей части это, конечно, морские пейзажи в стиле Айвазовского.